Историческое прошлое Православного Богослужебного пения. Часть V

В XI веке, при составлении первых русских служб – Святым Борису и Глебу (перенесение мощей) и преподобному Феодосию Печерскому, певчим отводится определенная роль. И скоро среди русских появляются свои собственные (гораздые певцы), (мастера пения), стремящиеся к самостоятельному творчеству.

Овладевая музыкальным характером и техникой знаменных мелодий русские мастера пения стремились к расширению и обогащению певческого репертуара. Знаменные мелодии бесконечно варьировались, а приносимые из соседних православных стран песнопения обрабатывались и приспособлялись к русским самобытным церковно-певческим нотациям и вкусам. В процессе такого творчества создавались совершенно новые, самостоятельные русские распевные мелодии.

В конце XVI – начале XVII века Русская Православная Церковь обогатилась новыми осмогласными роспевами: киевским, греческим и болгарским. А с конца XVII по XIX век включительно распевная сокровищница Русской Церкви пополнилась новыми напевами: симоновским, сложившимся в московском Симоновом монастыре, напевом московского Успенского собора, монастырскими напевами, придворными и обычными.

Основное значение в процессе образования знаменных роспевов имели учители пения и отдельные певцы, творцы церковных напевов. К сожалению, история сохранила весьма скудные сведения о них. Преисполненные сознанием великой ответственности перед церковью, эти скромные, богобоязненные музыканты практики трудились во славу Божию в тиши монастырских келий.

Наряду со знаменным пением на Руси с X века существовало демественное пение (греч. – домашнее), или демество, считавшееся самым изящным, демественное пение было свойственно домашнему греческому быту. Оно было свободно от условий и границ, положенных для церковного богослужебного пения, не подчинялось строгим законам осмогласия и отличались музыкальной свободой. Такое же домашнее, келейное назначение оно имело сначала и на Руси. Но с начала XVI века, внедрившись и в богослужебную практику, стилистика демественного пения принципиально изменилась. Демеством стали петь в торжественных случаях праздничные стихиры, величания и многолетия.

Богослужебная музыка исполнялась на Руси певцами, имевшими специальное посвящение от епископа и принадлежавших к сословию церковнослужителей. В XV веке начали складываться отдельные хоры их певцов-любителей, выделявшихся голосовыми данными и основательно знавшими церковное пение. Вначале они были образованы при великокняжеском и митрополичьем дворах, а затем, при богатых боярских домах и соборных городских храмах.

Во второй половине XVI века особую известность получают хор государевых певчих и дьяков и хор патриарших певчих дьяков и поддьяков. Оба хора составлялись из лучших голосов Руси, пользовались привилегиями и были на казенном содержании. Хор государственных дьяков в XVIII столетии был преобразован в Придворную певческую капеллу, а хор патриарших дьяков – в Московский Синодальный хор. В этих хорах усваивалось все самое важное и ценное. Огромное внимание уделялось развитию церковно-певческого искусства.

Позднее московский Синодальный хор преобразовался в хоровое училище мальчиков имени А.В.Свешникова, а затем получает статус Академии хорового искусства.

В наше время церковно-певческое искусство из стен храма выходит на концертные площадки, что дает возможность огромному количеству людей соприкоснуться с церковными песнопениями. Современные композиторы открыто стали проявлять религиозные чувства в своих сочинениях. В 1988 году в России открывается первый международный фестиваль православной музыки, а затем и фестиваль дьяконовского искусства. Проводятся конференции и круглые столы, посвященные церковно-певческому искусству. Эта традиция сохраняется до сих пор.