Историческое прошлое Православного Богослужебного пения. Часть IV

На Руси христианское церковное пение начинает широко культивироваться в конце X начале XI столетия. Его развитие тесным образом связано с укреплением церкви и ростом ее влияния, строительством храмов и монастырей, созданием оригинальной и переводимой литературы.
Крещение Руси князем Владимиром.

Первый исследователь истории русского церковного пения Д.В.Разумовский относил начало возникновения русского певческого искусства к I половине XI века, времени княжения Владимира Святославовича и его сына Ярослава Мудрого. После женитьбы на византийской царевне Анне, князь Владимир привез из Херсона в Киев так называемый «Царицын хор». В княжение Ярослава Мудрого пришли на Русь «Богоподвизаемы трие певцы гречестии с роды своими». По мнению Разумовского они – то и явились основоположниками русского церковного пения.

Первый митрополит, приехавший в Киев со святым князем Владимиром, был Митрополит Болгарский Михаил. С ним приехали и другие епископы, священники и певцы. С царицею Анной в конце Х века из Константинополя в Киев прибыл целый клир греческих певчих, который назывался “Царицыным”, в 1053 году приехали греческие певцы со своими семьями, а в 1130 году — греческие певцы-дидаскалы, чтобы учить русских церковному пению.

Святой князь Владимир издал указ, где велел основывать школы. “Повесть временных лет” сообщает, что князь Владимир “нача поимати у нарочитыя чади дети и нача даяти на ученье книжное”.

Школы, основанные князем Владимиром, давали музыкальное образование и ориентировались на византийскую образованность. Греческие знаки безлинейного нотного письма послужили основой средневековой музыкальной письменности, основу славянского алфавита составили буквы греческого алфавита.

И на Руси скоро появились учителя и мастера богослужебного пения.

Богослужебное пение в Православной Церкви сразу же стало профессиональным, на что указывает Постановление церковного Собора 1274 года. В нем говорится, чтобы церковное чтение и пение выполнялись людьми, специально “посвященными на это”.

Первые богослужебно-певческие книги были написаны частично греческим, частично церковно-славянским языками. Иногда греческий текст писался славянскими буквами. И при Великом князе Владимире, и позже, вплоть до XV века, Богослужение часто совершалось на обоих языках попеременно.

Певческое искусство в Киевской Руси возникло до того, как Христианство было признано государственной религией. Официальное крещение Руси способствовало его быстрому росту и распространению. князь Владимир Святоставович выделил на содержание главного десятинного храма десятую часть всего государственного бюджета, что обеспечивало церкви весьма прочную экономическую базу. При десятинной церкви были созданы хор певчих и школа для обучения пения. Они и явились центрами певческого искусства на Руси. О существовании двора доместиков в Киеве, близ церкви Богородицы, упоминает летописец. В этом пансионе жили и обучались мастерству пения будущие доместики.

Важную роль в развитии русского церковного пения, как и всей культуры Древней Руси, сыграло установление тесных связей с Византией. Развитие осмогласного пения Византия завершила в X веке. И этот век стал началом исторического совершенствования осмогласия на Руси. С большим интересом и любовью русские принялись за изучение и усвоение музыкальной системы греческого осмогласия и той нотации, или вернее мнемонических знаков, которыми греки пользовались для записи своих осмогласных мелодий. Греческое осмогласие стало называться у русских ангелоподобное, изрядное, а нотные знаки – знамена, столпы, крюки.

Русское осмогласие создавалось не на основе раз и навсегда данных, теоретически построенных звукорядах, а в процессе развития певческого искусства. Сначала «откристализовывались» отдельные несложные мотивы, или погласицы, которые постепенно входили во всеобщее употребление как мотивы определенных гласов. Они служили своего рода лейтмотивами для создания мелодий на тот или иной глас.

Большинство певческих записей, сохранившихся от времени Киевской Руси, выполнено определенными знаками (знаменной нотацией)., Записанные таким способом мелодии, стали называться знаменными (от слова «знамя» или «знак»). Отсюда и пение носит тоже название, а позднее, в пору расцвета, такие мелодии стали называться «знаменный роспев».

Пользуясь византийской записью, русские мастера пения, благодаря условности певческих знаков, могли допускать отступления в напевах, свободно их видоизменять.

Д.В.Разумовский пишет о происхождении русского осмогласия от византийского: «Православная греко-российская церковь приняла от греческой церкви восемь гласов, или восемь музыкальных лествиц, по которым и совершает все свое пение». Другой исследователь XIX века, И.И.Вознесенский, писал: «Церковное пение греко-российской церкви в построении основных своих мелодий строго следует законам византийской музыки, основанной на древнеэллинском искусстве. Один из таких законов есть закон церковного осмогласия».

В Русской Православной Церкви знаменное пение сразу стало обретать свой колорит, генезисом которого были греко-славянские прототипы.